МБДОУ Детский сад №8 «Сказка» г. Гуково

Описание ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 8 «Сказка»

Описание основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 8 «Сказка» (далее – ДОО) г. Гуково

Основная образовательная программа (далее Программа) ДОО является локальным нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.

Содержание образовательной программы ДОО разработано в соответствии с основными документами, регламентирующими деятельность ДОО, и строится на основе следующего нормативно-правового обеспечения:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);

• Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550.

• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014.

• «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

Основная образовательная программа ДОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольной организации. В соответствии с ФГОС ДО,

Содержание Программы отражает аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

• предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

• характер взаимодействия со взрослыми;

• характер взаимодействия с другими детьми;

• система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, Программа включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений и содержит 3 раздела:

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров; характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Содержательный раздел Программы представлен содержанием образования по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО:

- социально-коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

 - речевое развитие;

 - художественно-эстетическое развитие;

 - физическое развитие.

Также содержательный раздел включает описание:

- системы работы по использованию информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;

- взаимодействия взрослых с детьми;

- особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

- коррекционно-развивающей  работы с детьми;

- экономического воспитание дошкольников 5-7 лет;

- вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных особенностей воспитанников;

- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

- способов и направлений поддержки детской инициативы;

Организационный раздел включает в себя описание материально-технического обеспечения Программы; обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; распорядок  и режим дня,  а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, экономическое воспитание дошкольников.

Приоритеты  в  содержании  вариативной  части  Программы  определяются образовательными  потребностями  участников  образовательных  отношений,  а  также возможностями педагогического коллектива и сложившимися традициями учреждения и реализуются через дополнительное образование в различных кружках.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО.

Цель Программы - определение организации воспитательно-образовательной деятельности, обеспечение построения целостной педагогической деятельности направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи, с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью.

Задачи реализации Программы:

· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

· создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников ДОУ;

• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого воспитанника ДОУ как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• объединения обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности использования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

• поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических и иных работников ДОУ) и воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

• уважение личности ребенка;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• реализация Программы в формах, специфических для детей возрастных групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей:

Взаимодействие с родителями воспитанников в дошкольных группах рассматривается как  социальное партнерство, что позволяет  добиваться эффективных результатов в воспитании и обучении детей, подготовке к обучению в школе

В основу совместной деятельности семьи заложены принципы:

единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; сотрудничество (партнёрство), а не наставничество.
16 февраля 2021 в 15:25