МБДОУ Детский сад №8 "Сказка" г. Гуково

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный  подход к каждому ребенку.

Этап  врастания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в первую общественную образовательную систему – это время дошкольного детства, дошкольное обучение и воспитание. Работа по физическому воспитанию в первую очередь должна быть  направлена на решение общих и коррекционных задач. Одной  из основных задач является стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование двигательных умений и навыков физического развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на жизнеобеспечение, на адаптацию в обществе. Одним из путей  коррекции  психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационныхтехнологий, адаптированных к возрастным  и индивидуальным особенностям детей .

В настоящее время для детей с ОВЗ в системе занятий по физическому развитию наиболее актуально включение адаптивной физической культуры (АФК).

Это система включает комплекс мероприятий спортивно – оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию в социальной среде детей с ограниченными возможностями.  Преодолеваются психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ребенок осознает необходимость своего личного вклада в социальное развитие общества.

При работе по АФК необходимо учитывать рекомендации всех специалистов индивидуально для каждого ребенка и обеспечить лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный и профилактический эффекты. Улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главная задача АФК, необходимо формировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать способность к преодолению физических нагрузок, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, формировать функции разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих.

Важным компонентом успешной деятельности по АФК является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами.

Обучить родителей педагогическим технологиям по организации жизни ребенка в обществе и осуществление комплексной оздоровительной работы во взаимодействии со специалистами –  основная задача педагогов. К сожалению, часть современных родителей  знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но  не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания.

Чтобы сохранить и улучшить здоровье  детей в один из  самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.

Родители выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ – задача педагога ДОУ своевременно и поэтапно включать родителей в совместную деятельность со всеми специалистами образовательного учреждения. Система  занятий по АФК лежит в основе организации всей жизни детей в дошкольном учреждении и в семье. В режиме должны быть предусмотрены технологии сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологии обучения здоровому образу жизни и  нетрадиционные коррекционные методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. К ним относятся:

· Утренняя гимнастика с элементами кинезиологических упражнений При проведении утренней гимнастики используются кинезиологические комплексы как индивидуальные,  так и  общие групповые. Кинезиологические упражнения совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог через язык жестов  мимики, поз.

Ритмическая гимнастика.

Это комплекс  упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям , находящих такое действо очень веселым. Гимнастика  развивает ловкость и координацию движений.

 Нетрадиционные виды упражнений:

Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Пальчиковая гимнастика.

С помощью  пальчиковой гимнастики развивается  мелкаямоторика,  стимулируются речевые и моторные  центры ребенка . Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными стишками.

Динамические паузы

Динамическая пауза снимает усталость и переключает внимание во время работы на занятиях.

 Подвижные игры

Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации движений,  прививаются навыки общения и укрепляется  психоэмоциональное здоровье.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма, умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Гимнастика корригирующая

Способствует  коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии.

Воспитывает  бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на весь день.

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Поднимает  настроение и  мышечный  тонус  детей с помощью физических упражнений, устраняет  сонливость и вялость, помогает организму «проснуться».

 Физкультминутки

Повышают  и  удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивают  кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий.

Су - джок терапия

Проводится по рекомендациям врача-педиатора и  используется с целью общего укрепления организма. 

Сказкотерапия

Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Креативная гимнастика

Предусматривает целенаправленную работу с  применением  нестандартного оборудования - «Дорожка Здоровья». 

Физкультурные занятия.

Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают быстроту, ловкость, выносливость, гибкость. 

Релаксация.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. 

Прогулки на свежем воздухе в любое время года.

Оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.

19 января 2016 в 21:38