МБДОУ Детский сад №8 «Сказка» г. Гуково
|
Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровьяСогласно Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Этап врастания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в первую общественную образовательную систему – это время дошкольного детства, дошкольное обучение и воспитание. Работа по физическому воспитанию в первую очередь должна быть направлена на решение общих и коррекционных задач. Одной из основных задач является стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование двигательных умений и навыков физического развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на жизнеобеспечение, на адаптацию в обществе. Одним из путей коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационныхтехнологий, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей . В настоящее время для детей с ОВЗ в системе занятий по физическому развитию наиболее актуально включение адаптивной физической культуры (АФК). Это система включает комплекс мероприятий спортивно – оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию в социальной среде детей с ограниченными возможностями. Преодолеваются психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ребенок осознает необходимость своего личного вклада в социальное развитие общества. При работе по АФК необходимо учитывать рекомендации всех специалистов индивидуально для каждого ребенка и обеспечить лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный и профилактический эффекты. Улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главная задача АФК, необходимо формировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать способность к преодолению физических нагрузок, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, формировать функции разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих. Важным компонентом успешной деятельности по АФК является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами. Обучить родителей педагогическим технологиям по организации жизни ребенка в обществе и осуществление комплексной оздоровительной работы во взаимодействии со специалистами – основная задача педагогов. К сожалению, часть современных родителей знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания. Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей. Родители выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ – задача педагога ДОУ своевременно и поэтапно включать родителей в совместную деятельность со всеми специалистами образовательного учреждения. Система занятий по АФК лежит в основе организации всей жизни детей в дошкольном учреждении и в семье. В режиме должны быть предусмотрены технологии сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологии обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные коррекционные методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. К ним относятся: · Утренняя гимнастика с элементами кинезиологических упражнений При проведении утренней гимнастики используются кинезиологические комплексы как индивидуальные, так и общие групповые. Кинезиологические упражнения совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог через язык жестов мимики, поз. • Ритмическая гимнастика. Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям , находящих такое действо очень веселым. Гимнастика развивает ловкость и координацию движений. Нетрадиционные виды упражнений: • Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Пальчиковая гимнастика. С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкаямоторика, стимулируются речевые и моторные центры ребенка . Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными стишками. • Динамические паузы Динамическая пауза снимает усталость и переключает внимание во время работы на занятиях. • Подвижные игры Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации движений, прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное здоровье. • Дыхательная гимнастика Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма, умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. • Гимнастика корригирующая Способствует коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на весь день. • Бодрящая гимнастика после дневного сна Поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает организму «проснуться». • Физкультминутки Повышают и удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий. • Су - джок терапия Проводится по рекомендациям врача-педиатора и используется с целью общего укрепления организма. СказкотерапияОбыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. • Креативная гимнастика Предусматривает целенаправленную работу с применением нестандартного оборудования - «Дорожка Здоровья». Физкультурные занятия.Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают быстроту, ловкость, выносливость, гибкость. Релаксация.Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Прогулки на свежем воздухе в любое время года.Оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях. 19 января 2016 в 21:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.